В данном разделе представлен перечень ресурсов среднего профессионального образования Республики Хакасия, которые могут быть использованы как сетевые с целью экокномической целесообразности их распределения и использования:
- нормативно-методические;
- кадровые;
- информационные;
- материально-технические;
- учебно-методические;
- социальные
Нормативные документы
Нормативно-методическое обеспечение системы СПО
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ СПО
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.01.2021 г. № 15 "О внесении изменений в перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199", ссылка
ТОП-50. Приказ Минтруда России от 26.10.2020 №744 "Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования, ссылка
Прием на программы СПО. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.09.2020 № 457 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования" (Зарегистрирован 06.11.2020 № 60770),ссылка
О проф обучении. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 26.08.2020 № 438 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения" (Зарегистрирован 11.09.2020 № 59784). http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009110057
Об обучении по программам СПО. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.08.2020 № 441 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464" (Зарегистрирован 11.09.2020 № 59771). http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009110024
О сетевой форме реализации образовательных программ. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ" (Зарегистрирован 10.09.2020 № 59764). http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009110027
О практической подготовке обучающихся. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 885/390 "О практической подготовке обучающихся"(Зарегистрирован 11.09.2020 № 59778): http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009110053
Письмо Минобрнауки от 30.10.2020 № МН-5/20730 "Вопросы и ответы в части правового регулирования практической подготовки обучающихся", ссылка
Перечень организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования и (или) соответствующих дополнительных профессиональных программ, основных программ профессионального обучения, ссылка
Преподавание по общеобразовательным дисциплинам. Письмо Минпросвещения России от 20.07.2020 N 05-772 "О направлении инструктивно-методического письма" по организации применения современных методик и программ преподавания по общеобразовательным дисциплинам в системе среднего профессионального образования, учитывающих образовательные потребности обучающихся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, ссылка
Порядок зачета освоения программ в других организациях. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 30.06.2020 № 845/369 "Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность" (Зарегистрирован 28.08.2020 № 59557) PDF-файл: 209 Кб (4 стр.).
ГОСТ Р ИСО 15489-1-2019 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информация и документация. Управление документами., ссылка
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПОО
О Стратегии развития среднего профобразования до 2030 года, ссылка. 5 направлений стратегии: обновление содержания, формирование нового ландшафта сети СПО, повышение финансовой устойчивости и целевая поддержка колледжей, повышение квалификации работников системы СПО, развитие культуры профессиональных соревнований
Сергей Кравцов обратил особое внимание на важность воспитания, основанного на вдохновляющих примерах из реальной жизни, взаимопомощи и насыщенной внеклассной работе. Говоря о развитии СПО, Министр отметил, что в весь образовательный процесс колледжей и техникумов – от программ подготовки до прохождения практики – должны быть включены работодатели, чтобы в будущем они могли принять на работу полностью готовых к ней специалистов. «Главное, чтобы любые стандарты, мероприятия СПО исходили из потребностей экономики», – сказал он.
О реализации пилотного проекта по ускоренной разработке проф стандартов по преспективным профессиям будущего и актуализации ФГОС СПО, Постановление Правительства РФ от 15.10.2020 № 2069, ссылка
Приоритетные направления научно-технологического развития Российской Федерации, 2030, ссылка
Документы на сайте ФУМО СПО, ссылка
- Пакет методических рекомендаций для образовательных организаций с описанием типовых регламентов интенсификации образовательного процесса для обеспечения оптимизации сроков подготовки обучающихся и построения индивидуализированных треков освоения образовательных программ среднего профессионального образования (ФИРО РАНХиГС) 09.2020) , ссылка
- Раздел 1. Рекомендации по оптимизации срока освоения ОПОП СПО в части достижения требований, указанных в федеральных государственных образовательных стандартах среднего общего образования с учетом получаемой профессии или специальности
- Раздел 2. Рекомендации по повышению эффективности реализации ОПОП СПО и разработке эффективного учебного планаобразовательной организации
- Раздел 3. Рекомендации по формированию индивидуальных траекторий освоения обучающимися образовательной программы СПО
- Раздел 4. Рекомендации по внедрению новых технологий освоения образовательных программ, включающих применение цифровых электронных ресурсов, метода проектов, кейсов и т.п. в образовательном процессе профессиональных образовательных организаций
- Раздел 5. Рекомендации по сочетаниям различных форм обучения (очная, очно-заочная, заочная) с дистанционными технологиями, в том числе с учетом особенностей отдельных категорийобучающихся
- Раздел 6. Алгоритм нормативно-методического сопровождения оптимизации сроков освоения образовательных программ СПО на основе разработки моделей интенсификации достиженияобразовательных результатов в соответствии с ФГОС СПО
- Модели интенсификации освоения образовательных программ и оптимизации сроков подготовки обучающихся в образовательных организациях, реализующих программы СПО, ссылка
- Методические рекомендации по проведению государственной итоговой и промежуточной аттестации в виде демонстрационного экзамена по профессиям и специальностям среднего профессионального образования в условиях введения режима повышенной готовности, ссылка
Методические рекомендации по механизмам вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления развитием образовательной организации, в том числе обновлении образовательных программ (распоряжение Минпросвещения России от 27.12.2019 № Р-154), ссылка
Методические рекомендации по совершенствованию среднего профессионального образования по результатам проведения чемпионатов профессионального мастерства, всероссийских олимпиад и конкурсов по перспективным и востребованным профессиям и специальностям, письмо Минобрнауки России от 28.12.2017 № 06-2069, ссылка
- Концепция преподавания родных языков народов РФ МП-пр-3373 от 14.07.2020 (УГС 44.00.0.0), ссылка
Методические указания по заполнению формы «Мониторинг по основным направлениям деятельности образовательной организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования, за 2018 г. (форма № СПО-Мониторинг)» (утв. Министерством просвещения РФ), ссылка
ЦОПП
- Распоряжение Минпросвещения России от 28.02.2019 N Р-16 (ред. от 18.10.2019) "Об утверждении методических рекомендаций о создании и функционировании центров опережающей профессиональной подготовки", ссылка
МАСТЕРСКИЕ
- Методические рекомендации об оснащении организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам СПО, материально-технической базой по приоритетным группам компетенций, утвержденные Минпросвещения России 31.01.2019 г., ссылка
ТОП-50
- Портал федеральных учебно-методических объединений в среднем профессиональном образовании, ссылка
- Методические рекомендации по разработке примерной основной образовательной программы по новым и актуализированным ФГОС СПО учитывающим требования профессиональных стандартов, ссылка
- База примерных программ ФУМО, ссылка
Кадровые ресурсы (ДПО в СПО)
- Методические рекомендации по формированию кадровых условий подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в профессиональных образовательных организациях на основе технологий непрерывного образования и компетентностного подхода (ФГБОУ ДПО ГАПМ им. Н.П. Пастухова), ссылка
Институты, обеспечивающие нормативно-методическое сопровождение и развитие СПО
- ФИРО РАНХиГС
- ФИРО: ФГОС СПО – перезагрузка
- Московский филиал ФГБОУ ДПО МИПК СПО (ранее ЦРПО МПУ)
- ФУМО СПО
- Академия Н.П. Пастухова
Сопровождение деятельности ФУМО СПО по внедрению новых и актуализированных ФГОС СПО, ссылка http://spo-edu.ru/
Сборники конференций, монографии
МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ ДЛЯ НОВОЙ ЭКОНОМИКИ: СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. Под редакцией Ф.Ф. Дудырева, И.Д. Фрумина. Издательский дом Высшей школы экономики. – Москва, 2019, ссылка
ФГОС СПО, ФГОС СОО в ПОО
Программно-методическое обеспечение
ФГОС СПО (вкл. ФГОС СОО в ПОО)
Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются формы и сроки получения среднего профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся, а также требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения образовательных программам среднего профессионального образования.
Образовательные программы среднего профессионального образования самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями. Образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, разрабатывают указанные образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по соответствующим профессиям, специальностям среднего профессионального образования и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений установлены Постановлением Правительства РФ от 05 августа 2013 г. № 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений».
Приказом Минтруда России от 2 ноября 2015 г. №831 утвержден список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования».
Перечень ФГОС по ТОП-50 и актуализированных ФГОС СПО от 2018 года размещен на портале ФУМО СПО
Разработка программ
Проекты программ:
- Примерные программы общеобразовательных дисциплин для профессиональных образовательных организаций;
- Примерные программы СПО (ПРОЕКТЫ) 2017-2020 (Резервная копия федерального реестра программ СПО)
Экспертиза проектов и реестр примерных основных образовательных программ СПО
Учебно-методические объединения организуют разработку и проведение экспертизы проектов примерных основных образовательных программ СПО.
В соответствии с Порядком разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ (Приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. N 594) организации, которым предоставляется право ведения реестра, устанавливаются Минобрнауки России. Приказом Минобрнауки России от 16 июля 2015 г. № 722 Федеральный институт развития образования (ФИРО) уполномочен вести реестр примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования. На сайте ФИРО представлены примерные основные образовательные программы (реестр программ в разработке – отсутствует).
Макеты программ:
- Макет ОПОП + УД + ПМ, 2019 (ЦРПО Москва)
- Макет программы УД, 2019
- Макет программы ПМ, 2019 (КТиП)
- Макет программы учебной практики ПМ, 2010 (КТиП)
- Макет программы производственной практики ПМ, 2019 (КТиП)
- Макет программы практики преддипломной ПМ, 2019 (КТиП)
Рекомендации по разработке
- Методические рекомендации по разработке ОПОП по новым и актуализированным ФГОС СПО учитывающим требования проф стандартов, ссылка (с сайта ЦРПО, Москва)
- Алгоритм действий при разработке рабочей программы учебной дисциплины циклов ОГСЭ, ЕН, ОП, ссылка
- Разработка / актуализация ФГОС СПО (Царькова Е.А., ЦРПО Москва), ссылка
- Разработка учебных планов (Станулевич О.Е., ЦРПО Москва), ссылка
- Разработка образовательных программ с учетом ДЭ (Павлова О.А., ЦРПО Москва), ссылка
Экспертиза программ
- Критерии оценки и форма заключения на проект ОПОП, ссылка
- Экспертный лист технической экспертизы программ (ЦРПО ХПК), ссылка
- Экспертный лист содержательной экспертизы программ (ЦРПО ХПК), ссылка
Разработка оценочных средств
Макет ФГС от 2019, ссылка
Разработка методических материалов для организации деятельности студентов

Записи не найдены